Девять на сто: высшая педагогическая математика

05 октября 2021 16:59
264

Девять выпускников-стобалльников – таково личное профессиональное достижение учителя школы № 6 Ирины Приходько, причём четверо из них получили высший балл на ЕГЭ в прошлом учебном году. Вы наверняка решите, что Ирина Владимировна преподаёт точные науки, учитывая, что все эти юные звёзды учились в профильных математических и физико-математических классах. И совершите ошибку: речь идёт о ЕГЭ по русскому и литературе, которые в этом году ученики шестой школы сдали просто блестяще. И дело не только в стобалльниках – средний результат по двум профильным классам составляет 85 баллов. Счастливой случайностью такое вряд ли можно объяснить. Так в чём секрет? Как заставить (убедить, уговорить) целеустремлённых и рациональных абитуриентов физтеха, МИФИ и Бауманки запоем читать классику, наслаждаться музыкой родной речи, проникновенно читать лирические стихи?

– Ирина Владимировна, девять ваших выпускников сдали ЕГЭ на сто баллов. Это ведь ребята из разных выпусков?

– Это три параллели одиннадцатиклассников школы № 6. В 2016 году стобалльниками стали три ученика из выпускных классов, которые я вела. Две девочки добились такого результата в выпуске 2018 года. В этом году нас порадовали четыре стобалльника, ещё несколько человек сдали экзамены с результатом, близким к высшему. Молодцы, отлично поработали!

– Вы преподаёте родной язык и литературу в профильных метематических классах. Как считаете, разделение на физиков и лириков действительно существует?

– Нет. Мой опыт говорит об обратном: так сложилось, что с технически одарёнными детьми мне пришлось работать с самого начала моей профессиональной деятельности. Я убеждена, что какой-то односторонней одарённости не бывает, просто есть люди от природы более склонные к логике или к образному мышлению. Иногда надо помочь юному человеку преодолеть стереотипы по поводу физиков и лириков, чтобы он осознал собственный потенциал. В итоге он получает шанс добиться отличных результатов и в математике, и в гуманитарных предметах. И, конечно, становится духовно богаче и счастливее, что, на мой взгляд, даже важнее заветной «сотни» на ЕГЭ.

– Как складывалась ваша педагогическая карьера?

– У меня уже 30 лет педагогического стажа – я окончила МГОУ имени Крупской, когда он был ещё Московским областным педагогическим институтом. Вернулась в свою родную школу № 15 преподавателем русского языка и литературы. Это было очень интересное, хотя и непростое время: рубеж 80-х и 90-х. Девяностые справедливо называют лихими, но в стремительно меняющейся стране открывался небывалый простор для педагогического творчества и эксперимента, для преобразований, которые легли в основу сегодняшних образовательных стандартов. Пятнадцатая школа всегда была «краснознамённой». Надо было сделать так, чтобы на новом этапе она сохранила лидирующие позиции, чтобы наши ребята выходили из школьных стен успешными, конкурентоспособными и всесторонне развитыми людьми. Сначала мы стали гимназией, потом, когда гимназии получили статус учебных заведений филологического направления, школу переименовали в лицей.

– Как получилось, что из «краснознамённой» пятнадцатой вы перешли на работу в не менее передовую шестую школу?

– В шестую школу перешла по вполне прозаическим соображениям – ближе было добираться до работы, но определённую роль в этом сыграла и блестящий педагог, руководитель городской математической школы «Интеллект» Татьяна Эдгаровна Останькевич. Она считала, что я смогу научить её юных математических гениев грамотно писать, читать правильные книжки и точно, последовательно излагать свои мысли.

– Есть ли какие-то особенности в преподавании гуманитарных дисциплин будущим физикам и математикам?

– Я столкнулась с тем, что ребята в большинстве своём – визуалы. То есть они легко воспринимают информацию с листа или с экрана и гораздо сложнее – со слуха. Эта тенденция характерна для всего нынешнего поколения школьников, но у физиков и математиков она выражена наиболее ярко. Ребята склонны мыслить логически и показывают неплохие, а порой даже блестящие результаты в тестовой части ЕГЭ – 34 из 34. С сочинением, как правило, сложнее. Я заметила, что многим ребятам часто легче ответить письменно, чем выйти к доске и рассказать что-то классу. Моя задача как учителя литературы – развить не только навыки устной речи, но и умение работать в диалоге. Современный подход к любой интеллектуальной деятельности требует умения работать в команде.

– А это возможно – научить человека общаться, делиться информацией, сотрудничать?

– Конечно! Проектная деятельность на уроках даёт прекрасные результаты, важно только найти правильный формат, чтобы ребятам было интересно и каждый член команды мог найти применение своим способностям, почувствовал себя востребованным и незаменимым. Именно так и получается в наших проектах «Путешествие с литературным героем», который мы практикуем с 5 по 11 класс. Помимо рабочих проектов, есть ещё и большие коллективные работы. Буквально накануне пандемии мы с ребятами из пятых, восьмых и десятых классов успели провести литературно-музыкальную гостиную «Русская усадьба XVIII–XIX веков». Это было погружение в эпоху, в мир русской аристократии. В программу вошли бальные и народные танцы, романсы, сцены из произведений «Отцы и дети» Тургенева и «Недоросль» Фонвизина.

– Что всё это даёт во взрослой жизни – ведь большинство из ваших воспитанников станут студентами физмата МГУ, Бауманки, МАИ?

– Проектная работа позволяет будущим студентам спокойно войти в ритм работы в вузе. Об этом говорят практически все наши выпускники. Они не теряют связи со школой, звонят, приезжают. Остаётся школьное братство, выросшее «под сенью дружных муз».

Источник: Газета "Родники"