Город на перепутье: мытищинский автовокзал вчера, сегодня и завтра

04 мая 2022 16:15
240

Мытищи начинаются с железнодорожной станции. Это утверждение справедливо как с исторической точки зрения, так и с логистической – именно отсюда берут начало многочисленные маршруты городских и пригородных автобусов. Полвека назад, когда ещё не были на слуху понятия «транспортно-пересадочный узел» и «мультимодальные перевозки», автовокзал на площади уже занимал ключевое место в жизни города.

В восьмидесятые годы прошлого века здание автовокзала выглядело более чем скромно, в лучших традициях сурового минимализма советской архитектуры эпохи раннего застоя. Благоустройство прилегающей территории также изысканностью не отличалось, это видно и на исторической фотографии. Справедливости ради надо напомнить, что и автобусных маршрутов, и пассажиров было тогда на порядок меньше. За 40 лет число людей, живущих на территории городского округа Мытищи, увеличилось почти вдвое, а интенсивность транспортных потоков продолжает расти в геометрической прогрессии. Нарастают и темпы перемен – как ответ на вызовы времени.

 

Регулярное движение городских автобусов по Новым Мытищам было открыто в 1954 году. В восьмидесятые территория между улицами Лётной и Юбилейной, куда идут мытищинские автобусы под номерами 1 и 11, тогда была районом новостроек и воспринималась как окраина города. Дальше шли поля, где выращивали капусту и свёклу – нынче там высятся двадцатипятиэтажки жилого района Ярославский. Правда, окраина эта была весьма фешенебельной, столичный уровень комфорта в тесноватых квартирках типовых домов казался пределом мечтаний тем, кто переезжал сюда из коммуналок и деревянных бараков.

 

Автобусом № 4 можно было, как и сейчас, доехать до конца Новомытищинского проспекта. Сегодня название автобусной остановки «НИИОХ» звучит загадочно, а в восьмидесятые для мытищинцев всё было очевидным, это аббревиатура научно-исследовательского института овощного хозяйства. Солидная была организация, с обширными опытными полями, расположенными прямо в черте современного города: в начале 90-х институт перевели в Раменское, а память о нём сохранилась в названии остановки. От автовокзала отправлялись пригородные автобусы в сторону Пироговского, Марфино, а также в Лобню и Долгопрудный. Дело в том, что вплоть до начала 90-х годов территории этих городских округов входили в состав Мытищинского района, административный центр которого находился в Мытищах. Так что регулярное автобусное сообщение было жизненной необходимостью.

 

Облик привокзальной площади начал кардинально меняться в конце 90-х и начале двухтысячных. Обновили архитектурный облик старого здания Горторга рядом со станцией, на месте стоявшей рядом деревянной двухэтажки построили крытый рынок. В 2003 году снесли угловой дом на пересечении улицы Кирпичной с Шараповским проездом, известный в народе как железнодорожный магазин. Сейчас здесь знаковый для города торговый объект – ТРЦ «Красный кит». Вместе с конкорсом, построенным в 2004 году, и новым зданием автовокзала, введённым в 2003-м, он полностью преобразил облик старой площади.

 

«Шайбе» нового автовокзала не исполнилось и двух десятилетий, а уже ведётся речь о полной его реконструкции в составе проекта современного транспортно-пересадочного узла на станции Мытищи. Это к вопросу о нарастающих темпах перемен. Два года назад губернатор Московской области Андрей Воробьёв сообщил о готовящейся реконструкции автовокзалов в Мытищах, Ногинске и Подольске. Для финансирования проекта власти региона привлекают инвесторов. Проект масштабный, с оптимизацией логистики и созданием большого количества новых парковочных мест, воплощать его в жизнь будут поэтапно. Первый этап – расширение Шараповского проезда – был реализован в прошлом году.

 

Источник: Газета "Родники"