Семейные предания – вещь не совсем надёжная, но когда других свидетельств не имеется, приходится доверять и такого рода источникам. Из всех трёх сыновей в семье Полиных средний, Леонид, считался самым непоседливым. В нём рано проснулась «охота к перемене мест», и, ещё будучи подростком, он покинул отчий дом. История его скитаний по стране в точности неизвестна. Сначала он был юнгой на корабле, затем поступил в мореходное училище, а после окончания Великой Отечественной войны стал капитаном дальнего плавания. В 1961 году капитан, коммунист, орденоносец, руководитель Морской инспекции Черноморского пароходства Леонид Евгеньевич Полин получает приказ выполнить ответственное задание партии и правительства.
Вокруг Европы за 60 дней
1961 год запомнился всем космическим подвигом Юрия Алексеевича Гагарина. Между тем в тот год советскими людьми был совершён ещё один подвиг – на морских просторах. И хотя это достижение не праздновалось так всенародно, как полёт первого человека в космическое пространство, от этого подвиг советских моряков не становится менее значимым.
В конце 1969 года на самом высоком правительственном уровне было принято решение перевести из Кронштадта на Балтике в строящийся на Чёрном море новый порт Ильичевск огромную плавучую конструкцию, доставшуюся Советскому Союзу в 1945 году по программе репараций от поверженной фашистской Германии.
Плавучий док, высотой с девятиэтажный дом, длиной 256 метров, шириной 56 метров (площадь трёх футбольных полей), водоизмещением около 100 тысяч тонн, – самый крупный в Европе. Построен он был в годы войны на заводе Круппа в Кенигсберге. Док этот предназначался для ремонта новейшего корабля германского флота линкора «Тирпиц». Но ремонта «Тирпицу» не понадобилось, так как он был потоплен в 1944 году.
В самом конце войны немцы затопили так и не ставший ремонтной базой для флагмана германского военно-морского флота плавучий док. Однако советские специалисты подняли его с мелководья кенигсбергской бухты и перевели в Таллин. Здесь его не только восстановили, но и модернизировали. Пройдя необходимые в таких случаях испытания, док был введён в состав Балтийского флота под номером 763 и отбуксирован к месту приписки на военно-морскую базу в Кронштадт.
На Балтийском море для этого уникального инженерного сооружения работы было мало. Крупнейшие корабли, переданные Советскому Союзу в качестве трофеев от Германии и Италии, такие как «Новороссийск» и «Адмирал Нахимов», находились на Чёрном море. Впервые вопрос перевода дока № 763 с Балтики на Чёрное море возник в 1955 году, после трагедии в Севастополе, где по неизвестным причинам взорвался и затонул линкор «Новороссийск». Но как перебазировать огромную стальную махину, не имеющую собственного хода? Такого перехода вокруг Европы ещё не бывало в истории мореплавания.
Предлагались разные варианты, вплоть до расчленения дока на несколько частей и перевозки их на железнодорожных платформах. Однако док – не просто огромный кусок металла. Для автономной работы в открытом море он был снабжён мощной дизельной электростанцией, двумя подъёмными кранами и спасательным катером. В его башнях были оборудованы производственные мастерские, кубрики для команды и рабочих бригад, кухня, столовая и т. д. Все это работает как единый судоремонтный завод, и если нарушить эту конструкцию, док действительно превратится в груду мало на что пригодного металлолома.
Окончательное решение было принято в 1960 году. Началась подготовка к экспедиции, в ходе которой предстояло провести стальную громадину вокруг Европы, проплыв шесть морей и пройдя пять узких извилистых проливов, включая самый сложный из них – Босфор. Главным буксиром для дока был определён танкер «Пекин» водоизмещением 40 тысяч тонн – первый крупнотоннажный танкер в Советском Союзе. Суммарная мощность его турбин составляла порядка 20 тысяч лошадиных сил. Сзади док должен был подталкивать ледокол «Сибиряков» и сменявший его ледокол «Владимир Ильич». По ходу всего движения с двух сторон держали док на заданном курсе спасательные суда «Аргус», «Атлант» и «Посейдон». Общая численность всех команд кораблей и самого дока составляла 400 человек. Руководить экспедицией был назначен капитан дальнего плавания Леонид Евгеньевич Полин.
Отход от Кронштадта 27 июня зафиксирован с точностью до секунды. В тот миг 24 газосварщика начали перерезать могучие якорные цепи, которыми стальной гигант был прикован к железобетонным массивам на дне бухты. Первым серьёзным испытанием для моряков стал проход Датских проливов – полторы сотни островов, восемьдесят поворотов. Здесь будет уместно привести весьма любопытный штришок времени. Представьте себе шестибалльный шторм в Бискайском заливе. Нервы напряжены до предела, люди устали, а смена вахты ещё не скоро. В этот момент из репродукторов раздается взволнованный голос: «Внимание, внимание! Товарищи, слушайте текст новой Программы Коммунистической партии Советского Союза, записанный на плёнку».
В судовом журнале за этот день можно прочитать, как на центральный узел связи поступила телеграмма от экипажа буксируемого дока: «Усталость будто рукой сняло, снова готовы встать на штормовую вахту. Просим срочно передать по радио текст морального кодекса строителя коммунизма. Принимаем как законный устав морской жизни».
Так шли день за днём, и 25 августа караван, связанный стальными тросами, вошёл в пролив Босфор – главное препятствие и главное испытание. Перед этим несколько часов 11 турецких экспертов убеждали начальника экспедиции отказаться от проводки километрового каравана через пролив, дескать, док застрянет в теснинах Босфора и закроет морскую артерию. В этом случае советскому правительству предстояло выплатить огромную сумму за нанесённый ущерб. Решение принимал начальник экспедиции, и он не ошибся в своих расчётах. Уже в Чёрном море на имя Полина из Стамбула придёт срочная телеграмма: «История Босфора не знает подобного подвига мореплавателей».
Двухмесячная экспедиция успешно завершилась в порту Ильичевска 28 августа. 30 августа из Москвы на имя Л.Е. Полина и других капитанов судов экспедиции из Москвы поступила телеграмма от первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва. В ней шестидесятидневный переход вокруг Европы был назван «беспримерной экспедицией». Других наград для участников «беспримерной» предусмотрено не было.
От редакции
На этом мы заканчиваем публикацию избранных глав из книги историка-краеведа С.А. Ветлина «Мытищи-дачные. Леонидовка, о которой мы не знали». К настоящему времени С.А. Ветлиным подготовлена к изданию вторая книга из серии «Мытищи-дачные». Посвящена она старинной дачной местности Перловка и её ближним окрестностям. Книгу планируется издать в сентябре ко Дню города, тогда же она поступит в библиотеки МАУК «Библиотечно-информационный центр» городского округа Мытищи.
Источник: Сетевое издание "Неделя в округе"