Наш сегодняшний гость – директор мытищинской школы № 6 Лариса Ляпина, которую с полным правом можно назвать героем дня – Дня знаний. Ларисе Алексеевне удалось привести вверенное ей учебное заведение к достижениям поистине выдающимся: по результатам прошлого учебного года школа опередила знаменитые специализированные лицеи Подмосковья. 10 учеников вошли в число победителей и 83 – в число призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. А ещё накануне Дня знаний на пришкольной территории торжественно заложили капсулу времени: здесь в ближайшее время начнут возводить долгожданную пристройку со спортзалом и просторной столовой. Какие мечты уже сбылись и о чём ещё мечтает директор школы-лидера?
– Лариса Алексеевна, признайтесь: было страшновато встать во главе большого образовательного комплекса, когда два года назад произошло слияние шестой школы с лицеем № 23 и несколькими детскими садами? Дело-то новое, непроверенное…
– Мы действительно оказались в числе первопроходцев процесса реформирования образовательных учреждений, который сейчас идёт в Московской области. Да, первыми быть всегда труднее, но уверенности придавало то, что объединялись равные: два сильных учебных заведения с отличным кадровым составом и неплохой материальной базой. Напомню, что буквально накануне объединения на Новомытищинском проспекте, 74 (это сейчас первый корпус школы № 6) была сдана в эксплуатацию современная пристройка на 525 учеников – фактически, новое школьное здание. Старый корпус тоже отремонтировали и привели в соответствие с современными требованиями. А что касается страхов… страшно было первый раз войти в класс, когда, будучи ещё студенткой пединститута, я начала работать учителем. Страшно было в первый раз сесть в директорское кресло, да ещё в школе со сложившимся сильным коллективом. Есть хорошая поговорка: глаза боятся, руки делают. Такова специфика профессии!
– Вы считаете, что объединение пошло на пользу всем его участникам?
– Думаю, да. И надеюсь, что моё мнение разделяют большинство моих коллег-педагогов, учеников и их родителей. Стало больше возможностей для выбора профиля: можно начать обучение по математическому или экономическому профилю, а затем, почувствовав склонность к чему-то другому, перейти на медицинское или социально-правовое направление. Есть такой критерий оценки работы школ, как процент поступивших в вузы выпускников. Итоги прошлого учебного года мы сейчас анализируем, а в 2020 году студентами вузов и колледжей стали 100 % наших выпускников. Причём речь идёт о ведущих высших учебных заведениях страны, наши талантливые ребята поступают в физтех, МГУ, Бауманский. Гуманитарии тоже есть, хотя основной профиль у нас физика, математика и естественные науки. Неплохие результаты показали и наши участники Всероссийской олимпиады школьников…
– Неплохие? 93 победителя и призёра предметных олимпиад: невероятный результат для одной, пусть даже крупной подмосковной школы. Фантастика какая-то!
– Поверьте, дети, наши ученики, могут удивить гораздо сильнее любой фантастики. И у шестой школы, и у лицея № 23 всегда были высокие результаты на предметных олимпиадах. Но даже если суммировать показатели последнего года перед объединением, получается втрое меньше победителей и призёров, чем в прошлом учебном году. Для нас, педагогов, это большая радость: можно сказать, высшая награда, выше любых индивидуальных достижений. Мы часто слышим фразу о том, что успех учителя – в достижениях его учеников. Но одно дело слышать и совсем другое – разделить с нашими умниками и умницами радость победы, помноженную на 93. Так что новый учебный год шестая школа начинает в праздничном настроении и с твёрдым намерением не сдавать позиций.
– Имеются и другие поводы для праздничного настроения: начинает сбываться если не вековая, то уж точно многолетняя мечта педагогов шестой школы о пристройке к старому корпусу. Проект уже близок к реализации?
– Очень надеемся, что ничто не помешает воплощению в жизнь нашей мечты: строят сейчас быстро и качественно, а сам проект позволяет по максимуму использовать потенциал территории, которой мы располагаем. Он позволит повысить качество образования будущих физиков и математиков благодаря новому оборудованию, современному дизайну и размерам кабинетов. Есть даже возможность создать «умную» теплицу! Для ребят, серьёзно занимающихся точными науками, способных и мотивированных, очень важны занятия физкультурой и спортом. Они и сами прекрасно осознают, что современному физику нужна… хорошая физическая форма! Так что новый спортзал нужен как воздух!
– Говорят, что хорошо учить может только тот, кто сам умеет учиться. Вы разделяете это мнение?
– Всецело! Возможно, мне повезло в том, что среди моих учеников всегда было много умных, талантливых, интересных людей, у которых было чему поучиться. Особенно памятен первый выпуск в школе № 26 – моей родной школе, куда я вернулась молодым педагогом после окончания вуза. Практически сразу стала классным руководителем. До сих пор поддерживаем отношения, очень интересно следить за судьбой своих учеников.
– А на учителей вам везло?
– В школе, где я училась, были очень сильные математики: Татьяна Николаевна Клочкова, Элеонора Михайловна Болдырева. В 7–8 классах мы вели математические кружки у пятиклассников: учили и учились сами. А Элеонора Михайловна стала для меня настоящим наставником, когда я начала работать в школе. Классы с углублённым изучением математики практически одновременно появились в мытищинских школах № 6 и № 26. И мне довелось поработать с двумя педагогами, стоявшими у истоков этого важного дела. В 2008 году я стала директором шестой школы, и с тех пор рядом со мной блестящий педагог, творческая личность, надёжный товарищ Татьяна Эдгаровна Останькович.
– Что повлияло на ваш выбор профессии, возможно, пример родителей?
– Если вы о том, были ли в моей семье педагоги, то нет: я первая. Но пример родителей, безусловно, сыграл свою роль с точки зрения верности своему делу и своему долгу. Мой папа инженер, мама 50 лет проработала операционной медицинской сестрой в Мытищинской городской клинической больнице. Семейная традиция – если что-то делаешь, то делать надо хорошо. Поэтому школу окончила с золотой медалью, институт – с красным дипломом: честь семьи не посрамила! Мои дети педагогическую династию не продолжили. Оба сына – программисты: склонность к точным наукам унаследовали, но призвания учителя не почувствовали.
– Понятно, что свободного времени у директора супершколы немного, но всё-таки – как любите отдыхать, когда это удаётся?
– Люблю читать, при этом не могу выбрать какой-то особый жанр. Читаю научно-популярную литературу, исторические книги и статьи, детективы, приключения, фантастику, книги по математике и статьи, связанные с профессиональной управленческой деятельностью. Их в последние годы читаю всё больше, иногда даже в отпуске. Очень люблю пешие прогулки – по городу, по лесу: нет ничего более прекрасного и вдохновляющего, чем природа средней полосы. Не могу сказать, что меня так уж тянет в дальние страны, хотя есть место, где мне хотелось бы побывать. Ещё школьницей ездила с делегацией по обмену во Францию. По Парижу бы я, пожалуй, снова прогулялась!
– Да будет так! Пусть сбывается всё, что задумано, и пусть радуют вас ученики новыми победами!
Горбачева Анна Геннадьевна
Источник: Газета "Родники"