На улице с красивым названием Лётная живут тысячи мытищинцев – старожилы и новосёлы, люди, хранящие воспоминания о прошлом, и те, кто кому ещё предстоит вписать новые страницы в историю города. Имя улица получила в честь лётного поля, где ставили на крыло будущих асов, воспитанников Мытищинского аэроклуба. А самый центр аэродрома находился там, где сейчас расположены Ледовый дворец «Арена Мытищи» и образцовый с точки зрения новых стандартов строительства жилой комплекс «Квартал 9–18».
В апреле 1935 года президиум Мытищинского городского Совета депутатов принял постановление о том, что не возражает против выделения земельного участка общей площадью 25 га под строительство аэродрома Осоавиахима. В те времена на месте нынешних улиц Лётной и Юбилейной простирались совхозные поля, а Новые Мытищи только начинали проектировать – на стадии замысла.
Звучная аббревиатура «Осоавиахим» расшифровывалась как «Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству». Это была мощная и по-настоящему массовая организация с разветвлённой структурой управления и собственной материальной базой. Осоавиахим просуществовал с 1927 по 1948 год, затем был преобразован в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, которая готовила лётчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. Но профильным предприятием дело не ограничилось: учиться летать без отрыва от производства захотели тысячи молодых сотрудников заводов и фабрик, никак с авиацией не связанных. Например, в 1933 году на Красной Пресне, на кондитерской фабрике «Большевик», был создан первый парашютный отряд, положивший начало массовому парашютному спорту в стране.
Мытищи во все времена были в гуще событий: в начале 30-х годов у нас широко проводилась спортивная и оборонно-массовая работа. В 1934 году создаётся районная планерная школа, а в 1936 году – аэроклуб, успевший в предвоенные годы подготовить сотни лётчиков и парашютистов. Многие выпускники аэроклуба продолжили учёбу в авиационных училищах, стали кадровыми лётчиками. Сотни лётчиков, которых поставили на крыло в Мытищах, героически сражались в Великой Отечественной войне. Звания Героя Советского Союза была удостоена Н.М. Распопова – инструктор аэроклуба и его выпускники: А.В. Алелюхин, Ю.А. Гарнаев, А.И. Кадомцев, Ф.М. Лебедев, В.Н. Яшин, А.П. Сморчков.
Легендарная лётчица Нина Максимовна Распопова сыграла в истории Мытищ особую роль: в послевоенные годы она занималась общественной деятельностью, используя свой авторитет героя войны для того, чтобы добиваться реализации важных для города проектов. Самый известный из них – парк Мира, Центральный парк культуры и отдыха, достопримечательность Мытищ и предмет законной гордости горожан. Нина Максимовна стала первым общественным директором парка. Было бы справедливо, если бы память о герое войны и почётном гражданине Мытищ была увековечена не только в названии бульвара и в посвящённой лётчице скульптурной композиции, но и в новом большом парке: он может появиться на том самом месте, откуда устремлялись в небо её воспитанники, будущие асы.
Бульвар Распоповой, разделяющий два новых микрорайона – № 15 и № 16, является продолжением бульвара Ветеранов, где уже сформировалась парковая зона. Весьма достойная, но явно недостаточная по площади для выросших за последнее десятилетие жилых массивов. Благоустроенный парк, простирающийся от Лётной до Борисовки, стал бы украшением Мытищ, за него потомки будут благодарны так же, как мы благодарны Распоповой за ЦПКиО. Тем более что есть отличная концепция, разработанная молодыми архитекторами для реконструкции парковой зоны на бульваре Ветеранов. Девизом обновления стал тезис «Мытищинское небо – школа героев»: мотив полёта и памяти о подвиге прослеживается в дизайне всех элементов оформления. Идея настолько богатая, что её хватит на всю имеющуюся свободную от застройки площадь. Жители округа её горячо поддерживают.
Мытищинский аэроклуб продолжал работать и в послевоенные годы – почти полтора десятилетия, пока новые жилые кварталы не начали подступать к границам аэродрома. В 1948–1949 годах на улице Лётной стали возводиться первые жилые дома в 2–3 этажа, потом стали строиться пятиэтажки, в конце 70-х им на смену пришли типовые девятиэтажные дома. Застройка разновременная и разномастная, но всё равно Лётная остаётся одной из самых красивых, знаковых и богатых на достопримечательности улиц нашего города.
Источник: Газета "Родники"